История древнего Болгара

«… С позволения сахибов
Посетил святой я град,
Есть ли в этом бренном мире
Светозарней из наград?…»

На высоком левом берегу реки Волги в 140 километрах от Казани лежат руины древнего города. О его былом могуществе и славе говорит название «Великий Булгар». Земля булгар - далеких предков современных татар, сегодня стала местом паломничества и мусульманской святыней. Далеко с Волги видны силуэты белокаменных построек, навевающие воспоминания о великолепных восточных дворцах, мечетях, мавзолеях, когда-то украшавших Великий Булгар.


Город, возникший в IX-X веках, был экономическим, политическим и культурным центром Волжской Булгарии. Именно сюда в 922 году прибыло посольство из Багдада, и местные жители приняли ислам. Познал Булгар и печальные события: в 1236 году он был разрушен и сожжен монголами. Но город снова возрождается, хотя былого величия так и не достигает.

Источники связывают Булгар с именами поэта Кул Гали, Петра I, Екатерины II, русского ученого Палласа, татарского просветителя Ш. Марджани, А.С. Пушкина и многих известных ученых и путешественников.

Сегодня на территории древнего города село Болгары и обширное городище. Здесь, среди древних руин - молчаливых свидетелей прошлого, с особой остротой ощущается дыхание самой истории, слышится зов далеких предков.

Когда-то попасть в мощный укрепленный город было непросто. Деревянные стены, рвы с вбитыми по дну заостренными кольями были заполнены водой, мощные валы - все это надежно защищало Булгар от непрошенных гостей. С востока, юга и запада в столицу вели широкие ворота, наглухо закрытые для врагов и гостеприимно распахнутые для друзей.

В центральной части городища сохранились руины Соборной мечети с Большим минаретом постройки 13в. Мечеть была одним из главных сооружений города. Она должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своей красотой.



«Как святыня, светоч веры нашей
Ты стоишь на перекрестке века,
О мечеть! В душе азан я слышу,
А пред взором - шпили минарета…»


Построенная из белого известняка на возвышенности, соборная мечеть доминировала над окружающими постройками. С южной стороны находилась алтарная ниша - михраб, обрамленная богатым орнаментом. Внутренний зал освящался окнами. Главный вход в мечеть был с северной стороны. К северной стороне примыкал Большой минарет, изображение которого сохранилось на старых рисунках и чертежах. Высота его была 24 метра, а наверх вели 72 ступеньки.

Напротив главного входа в Соборную мечеть можно увидеть Северный мавзолей. Именно здесь находила последнее пристанище булгарская знать. Миновав арочный входной проем, можно попасть во внутреннее помещение. Все разговоры здесь немедленно смолкают, чтобы не потревожить покой далеких предков. Сквозь небольшие стрельчатые окна в помещение проникает дневной свет, который позволяет рассмотреть удивительные по форме и содержанию надписи на плитах, сделанные рукой неизвестного булгарского мастера. В них - история жизни и смерти жителей Великого Булгара.

Напротив восточного фасада Соборной мечети в 30-е годы XIV века был сооружен еще один мавзолей (Восточный), превращенный в XVIII веке в православную церковь «Святого Николая».

Булгар был крупным, развитым городом. Археологи обнаружили на территории городища остатки водопровода, который снабжал водой городские дома, многочисленные фонтанчики, бани - неотъемлемую часть общественной жизни булгар. Археологические исследования в Булгарах выявили остатки пяти бань. Подобно современным клубам здоровья, баня предназначалась, главным образом для отдыха. Иногда зал при банях служил местом бесед, собраний и даже выступлений ораторов, актеров, певцов, а нередко бани были местом общественных и политических собраний, где как в своеобразных клубах создавалось общественное мнение и настроение, и давалось общественно-политическое воспитание. Для женщин бани были единственным местом, где они могли встречаться без помех, проводить время. Они часто снимали бани на целый день, устраивали небольшие пирушки, пели, танцевали, проводили время в разговорах.

Три бани были когда-то богатыми, одна из них - Красная палата - баня XIV века. В свое время она располагалась на площади, вымощенной хорошо подогнанными плитами. В центре находился водоем с фонтаном. Здание было сложено из известняка и кирпича. Состояла баня из предбанника, собственно бани и хозяйственных помещений. Стены были покрыты штукатуркой и выкрашены в красный цвет, что и дало название бане. Под полом проходил горячий воздух, так что ходить по нему можно было только в сандалиях. Вход вел в небольшую комнатку для отдыха с широкими лежанками вдоль стен, где можно было перевести дух, обсудить деловые проблемы испить, столь любимый булгарами медовый напиток. У стен зала располагались бассейны из известняка, куда подавалась горячая и холодная вода по керамическим трубам. А в центре зала находился огромный фонтан, мерное журчание которого услаждало слух булгарской знати.

Недалеко от Красной палаты можно увидеть знаменитую Черную палату - здание, назначение которого до сегодняшнего дня точно не определено. Существует древнее предание, согласно которому Черная палата служила последним убежищем булгарского хана Абдуллаха, его семьи и приближенных лиц во время разгрома города Булат-Тимуром. Завоеватели по приказу грозного эмира обложили здание деревом и подожгли. Гибель осажденных была неминуема. Но когда после пожара дым рассеялся, все увидели, как сидевшая на крыше обгоревшего здания юная красавица, добродетельная дочь булгарского хана, в белых одеждах вознеслась в небо. А здание так и осталось почерневшим от пожара.

По другому преданию это здание было судилищем. Суд производил хан и совет из трех человек. Когда надо было вершить суд, то хан, и каждый из судей входили в палату через особые двери соответственно сторонам света. Хан всегда входил через западные двери. Другие считают это здание мечетью или медресе с помещениями для странствующих дервишей.

Черная палата в плане имеет четырехугольное кубическое основание, переходящее в восьмиугольник, далее полусферический купол. Она разделена на два этажа. Верхнее помещение имеет высокий купольный зал, который хорошо освещается окнами. А помещения первого этажа, напротив, мрачные, лишенные окон. Возможно, там содержались осужденные, дожидаясь исполнения наказания, назначенного высочайшим ханским судом. Южнее Черной палаты можно увидеть руины бани XIV века - Белой палаты.

Бани на Востоке со времен глубокой древности представляют собой предмет особого внимания, как средство достижения чистоты и опрятности, которые как добродетели, были освящены обычаями и религией.

Легко узнаваем среди всех булгарских построек стройный, словно хрупкая восходящая свеча, минарет, названный Малыш, в отличие от Большого минарета Соборной мечети. Его высота 12 метров. На верхнюю площадку ведет винтовая лестница в 45 ступеней. Поднимаясь по лестнице на смотровую площадку, ощущая прохладный сумрак внутреннего помещения, можно почувствовать удивительное единение с прошлым, причастность к истории. С вершины Малого минарета открывается великолепный вид на древнее городище. Глядя на сохранившиеся постройки, легко себе представить, как улицы заполняются людьми, спешащими по своим делам или неспешно прогуливающимися по тротуарам, вымощенным плиткой. Воображение рисует тут же мечеть, не сохранившуюся до наших дней, мечеть, частью которой и был когда-то этот сегодня одинокий Малый минарет.

К северу от Малого минарета, на территории бывшего кладбища сохранились руины Ханской усыпальницы. Недалеко от нее были найдены несколько мавзолеев булгарской знати. Земля булгар и ее руины считались священными, и быть захороненным здесь считалось большой честью.

Находясь на территории Булгарского городища невозможно не побывать в Булгарском Музее археологии, расположенном в здании бывшей церкви Успенья, построенной в XVIII веке на средства казанского купца Михляева. Здесь можно увидеть изделия булгарских мастеров, познакомиться с культурой людей, населявших эту землю несколько веков назад.

Обращают на себя внимание ювелирные изделия, которыми на весь мир славились булгарские мастера. На левом берегу реки Волги располагалось крупное торжище международного значения «Ага - базар». Именно отсюда изделия булгарских мастеров попадали на Восток, на Кавказ, в Северную и Восточную Европу. В большом количестве выпускались и продавались бронзовые зеркала, одна сторона которых полировалась до блеска, а другая покрывалась рельефным орнаментом и надписями, гарантировавшими владельцу счастье: «Слава и долговечность, счастье и величие, возвышение и хвала, благополучие и честь, власть и процветание, могущество и милость Аллаха владельцу его навеки».

Височные кольца с изображением уточки отражают первые представления жителей здешних мест о сотворении мира. Согласно им мир был создан уточкой, плавающей в необъятном море-океане. Нырнув, уточка достает со дна морского комочек земли, от которого была образована суша.

Кроме того, в Булгаре широкое распространение получила обработка кожи. На внешнем рынке того времени выделанная кожа называлась «аль-булгари». Процветали и кузнечное дело, резьба по кости и камню, гончарный промысел.
Как всякий крупный город, столица государства, Великий Булгар чеканил свою монету: серебряную, а затем медную.

Великий Булгар издавна привлекал внимание. Сначала путешественников и купцов, затем захватчиков, императоров, ученых, паломников. Именно Петр I, посетивший Великий Булгар в 1722 году издал первый указ в области охраны памятников истории и культуры в России.

Созданный в 1969 году Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, продолжает славные традиции по охране и изучению этого удивительного, прекрасного, древнего города Булгар. Ведь «архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International